ДИСКОГРАФИЯ
Студийные записи Концертные записи Рецензии на записи
BACK

GRAMOPHONE
London

SHOSTAKOVICH (CLAVES CD 50-9115 )

Настало время взять некоторые слова обратно, или, по крайней мере, определиться с их значением. Непрекрощающийся поток переложений квартетов Шостаковича для струнного оркестра, а иногда и для более крупных ансамблей, вызывало растущее беспокойство у критиков, в том числе и у меня. Проблема, с моей точки зрения, заключается в том, что такие аранжировки больше проигрывают в чем-то принципиально важном, чем выигрывают в богатстве фактуры и мощности звучания. Но опыт учит нас, что вдохновенное исполнение не подчиняется каким-либо законам. Камерный оркестр KREMLIN, созданный в сентябре 1991 года, своим исполнением заставляет нас легко поверить, что эта музыка была написана именно для камерного оркестра. Более того, многие квартетные записи этих произведений оставляют значительно менее яркое впечатление.

На этом диске Мише Рахлевскому и созданному им коллективу в значительно большей степени, чем конкурирующим с ним записям Баршая (DG) и Ашкенази (Decca), удалось передать то, что должно было быть пережито чтобы эта музыка вообще появилась на свет. Ключом к успеху здесь служат качество звука и его содержание. Я не помню, когда я в последний раз слышал струнный оркестр с таким экономным использованием вибратто или с такой сдержанной, и вместе с тем выразительной фразировкой. Медленные и умеренные по темпу части исполняются целеустремленно, почти прозаично - три произведения заканчиваются предельно сухо, что значительно очищает музыку от исповедального страха и, что еше важнее, заменяет его внутренним сопротивлением. Быстрые части ни в коей мере не безудержны по темпу, но от их неумолимой энергии захватывает дух, создается впечатление музыки пульсирующей в мозгу, что характеризует лучшие исполнения музыки Шостаковича.

Рахлевский проделал великолепную работу над 15 квартетом. Он исполняет первую часть, "Элегию", быстрее, чем указано, но при этом ему удается лучше, чем большинству других передать ее бездонную печаль. Не без умысла он дает свой подзаголовок к квартету: "Реквием" - устрашающее биение крыльев слышно в "Эпилоге". Во всей аранжировке нет вычурнысти (так же как и в переложении Баршаем двух других квартетов). Одним из немногих значительных изменений является tremolando, которое Рахлевский добавляет к скрипичному и виолончельному аккомпанименту. Оно придает "Ноктюрну" - четвертой части - тревожный трепет - еще один штрих вдохновения, запечатленный на прекрасно записанном диске, который заслуживает большого успеха.

David J. Fanning

Назад на Рецензии на записи

На главную   Оркестр   Миша Рахлевский   Концерты в Москве   Гастроли и рецензии   Дискография
Меценаты и спонсоры   Аудио-видео-фото   Частые вопросы   Контакты