ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
Фрагменты из интервью с Мишей Рахлевским


Как и откуда появилось название оркестра?

Есть ли разница между публикой в Москве и других странах?

Как бы Вы определили успех или провал концерта?

Правда ли, что дирижеры подвержены самовлюблению и убеждены в своей непогрешимости?

Что важнее в исполнении: точное следование указаниям композитора или собственное ощущение музыки?

Как для вас уживаются спонтанность концертного исполнения и завершенность грамзаписи?

Что Вам больше нравится: гастролировать или Выступать с концертами в Москве?

Просмотрев ваш буклет, я насчитал 36 произведений, которые Вы исполнили в течение одного тура. Наверное это тяжело гастролировать с таким большим репертуаром?

А как музыканты оркестра относятся к такой насыщенной программе? Ведь чтобы Выучить такой большой репертуар нужно очень много репетировать?

У Вас есть рецепт, по которому Вы Выбираете программу?

Вы делаете много аранжировок, и исполняете их в концертах и на компакт-дисках. При аранжировке, к примеру, квартета для оркестра, не теряется ли интимность произведения?

Ваш любимый композитор? Произведение?

Как Вы Выбираете репертуар для оркестра?

Вы специализируетесь на каком-либо периоде, школе или композиторе?

Как часто Вы исполняете новую музыку?

А как Вы относитесь к минимализму и тому, что называется new age music?

Музыканты Камерного Оркестра Kremlin Выглядят очень молодо. У вас в оркестре существует возрастной ценз?


UP

Как и откуда появилось название оркестра?

С середины 80-х в России появилось огромное количество новых оркестров, самого разного уровня.  Выезд коллективов за рубеж стал возможным без контроля Госконцерта и других подобных организаций.  Замечательные перемены, конечно же, но как и во всем остальном, есть и оборотная сторона медали.  Были даже оркестры, которые существовали только на бумаге, предлагали себя для гастролей, и после получения приглашения в спешке начинали набирать музыкантов.  Очень скоро западные импресарио и любители музыки обнаружили, что Россия это страна не только Ойстрахов, Рихтеров и Ростроповичей.  Когда я сформировал новый оркестр, я не хотел, чтобы нас путали с кем-либо, и решил избегать частоупотребляемых слов типа Российский или Московский.   В то же время я хотел, чтобы название оркестра ясно указывало, кто мы и откуда.  Чтобы наверняка избежать возможных недоразумений, мы слово "Кремль" написали по aнглийски, а синтаксическое построение названия оркестра точно определяет, что мы не являемся "Кремлевским".

UP

Есть ли разница между публикой в Москве и других странах?

На перВый взгляд различий довольно много.  В каких-то странах при Выходе музыкантов на сцену публика аплодирует громче, в каких-то более сдержанно.  Начало концерта с двадцатиминутным опозданием в Германии или в Швейцарии Вызовет у публики не меньший шок, чем начало концерта в точно объявленное время в странах Южной Европы. Не стоит слишком зазнаваться получив standing ovation ("овацию стоя" - эквивалент скандированных аплодисментов в России) в Голландии - там это просто рутинная вежливость.  В странах Юго-Восточной Азии нередко можно увидеть людей, приходящих на концерты с партитурами.  Но все эти различия становятся неважными как только начинается концерт, т.к. в этот момент каждый человек становится частью публики, и то, как они слушают музыку, довольно универсально на всех континентах - одни исполнители "держат" зал, другим это не удается. 

UP

Как бы Вы определили успех или провал концерта?

Умение "держать зал", я уже говорил об этом, одно из самых важных качеств для музыканта. На сегодняшний день, безупречная интонация, ансамбль, Выверенный баланс - это качества, которыми должен обладать любой оркестр Высокого уровня.  Изысканность, виртуозность, богатство палитры красок определяют лигу, класс оркестра, но, тем не менее, все Вышеперечисленное это только "орудия труда".  Главное в нечто большем, что не поддается определению словами.  Но это "нечто" существует, и когда оно присутствует на концерте это  чувствуют все - и музыканты, и слушатели.

UP

Правда ли, что дирижеры подвержены самовлюблению и убеждены в своей непогрешимости?

Боюсь, что эти качества прописаны как необходимые в харакетеристике дирижера.  Дирижер, стоящий перед оркестром - это один из последних бастионов автократии в современном обществе, все остальное, за исключением, пожалуй, армии, строится на компромиссах.  Если у дирижера есть сомнения, что его интерпретация является  самой-самой, какое право он имеет диктовать свою волю группе Высококлассных музыкантов?   Изучение материала, поиски, сомнения, эксперименты - все это часть подготовительного процесса, но к "моменту истины" - концерту - дирижер обязан прийти с чувством уверенности не только в своей правоте, но и праве эту самую правоту поведать миру.  Если бы мне предстояла важная хирургическая операция, я бы хотел, чтобы в момент операции мой хирург именно так оценивал свои силы.  А Вы?

UP

Что важнее в исполнении: точное следование указаниям композитора или собственное ощущение музыки?

Эти понятия неотделимы.  Музыкальный текст и указания композитора и есть источник вдохновения для музыканта, но считать, что возможно исполнить произведение точно так, как того хотел композитор, это считать, что есть какая-то "идеально-правильная" интерпретация произведения, и некто ею владеет.   Биг Мак в московском Макдоналдсе точно такой же как в Нью-Йорке, Сеуле или Лондоне, и это правило компании, ее философия.  Но хотим ли мы чтобы музыка, да и другие формы искусства,  были стандартизированы и, в результате, одинакоВы и абсолютно предсказуемы?  Конечно же, существуют стилистические параметры (я намеренно не употребил слово "традиции") для каждого произведения, но если в исполнении не слышно индивидуальности самого музыканта, то получается еще один Биг Мак.

UP

Как для вас уживаются спонтанность концертного исполнения и завершенность грамзаписи?

Я не смотрю на свои грамзаписи как на нечто "завершенное" - это просто некий документ, отображающий мое прочтение данного произведения в определеный момент.  И запись, и концерт имеют свои преимущества и недостатки, но повторюсь, "отпечаток индивидуальности", по моему мнению, имеет первостепенное значение. Я очень благодарен швейцарской компании "Claves" за предоставленную нам возможность записать множество произведений, и наш каталог записей, мне кажется, хорошо отражает наше творческое лицо.

UP

Что Вам больше нравится: гастролировать или Выступать с концертами в Москве?

Должен быть баланс, и то и другое важно. Гастрольные поездки вносят в нашу жизнь много стимулирующих элементов - ноВые залы, новая публика, которую нужно "завоеВывать", конкуренция как с местными, так и с гастролирующими музыкантами.  Гастрольные поездки укрепляют международную известность оркестра и помогоют сбалансировать бюджет.  Есть и минусы - физические нагрузки, связанные с постоянными перелетами и переездами, ограниченное время для репетиций, необходимость исполнения репертура, оговоренного за год или более до концерта.  И еще одно - после хорошего концерта, особенно когда наше единение с публикой действительно произошло, всегда грустно сознавать, что пройдут годы перед тем, как мы опять возможно появимся в этом зале.  Есть несколько мест (кроме МоскВы, конечно), где мы Выступаем достаточно регулярно, и мы всегда с большим удовольствием возвращаемся туда. 

UP

Просмотрев ваш буклет, я насчитал 36 произведений, которые Вы исполнили в течение одного тура. Наверное это тяжело гастролировать с таким большим репертуаром?

Нет, скорее наоборот. Каждый исполнитель составляет свой репертуар в соответствии со своими личными предпочтениями. Некоторые  исполняют довольно ограниченный перечень произведений в один гастрольный тур или даже в сезон.  Другие меняют программу от концерта к концерту. Я  предпочитаю последнее. И, как Вы заметили, это хорошо отражено в нашей репертуарной политике.

UP

А как музыканты оркестра относятся к столь насыщенной программе? Ведь чтобы Выучить такой большой репертуар нужно очень много репетировать?

Зато мы не боимся, что наш концерт - это рутинное повторение вчерашнего и позавчерашнего.  Конечно же, такая ситуация совсем не обязательна для всех, кто отправляется в 25-концертную поездку с одной-двумя программами, но такой риск определенно существует.  Весь репетиционный процесс делится на три части. Во-перВых, мы учим ноВые произведения, чтобы пополнить наш репертуар. Во-вторых, мы работаем над интонацией, точностью ансамбля, над балансом, артикуляцией и над многими другими вещами, из которых состоит "кухня" нашей работы. В-третьих, это повтор произведений из нашего репертуара, который мы накопили за 12 лет.  Делить репетиционную работу между этими группами куда легче и продуктивнее, чем заниматься чем-то одним.  Так что исполнение большого репертуара во время гастролей не услажняет нашу жизнь, скорее наоборот.

UP

У Вас есть  рецепт, по которому Вы Выбираете программу?

Раз уж Вы сказали "рецепт", разрешите я сравню Выбор программы с составлением меню для званого ужина . Нельзя думать о каждом компоненте в отдельности, нужно представить, как они будут сочетаться вместе, т.е. рассматривать меню в целом.  Прежде всего нужно определиться с "глаВым блюдом", а потом, в соответствии с этим, Выбрать все остальное. Не стоит перебарщивать   с "блюдами, которые нравятся всем". Если их будет слишком много, они будут "сражаться" друг с другом, и, в итоге, все забудутся. Не бойтесь предлагать что-то новое или неизвестное, если Вы знаете как это хорошо и вкусно приготовить. Но если говорить серьезно, то однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Несмотря на некоторые общие привила, которыми можно руководствоваться при Выборе любой программы и для любого зала, существует много факторов, которые следует учитывать в каждом отдельном случае. Что еще входит в программу цикла или фестиваля?  Что еще исполняется  в этом городе сейчас и в течение сезона?   Каков размер зала и его акустика?  И так далее....  

UP

Вы делаете много аранжировок, и исполняете их в концертах и на компакт-дисках.  При аранжировке, к примеру, квартета для оркестра, не теряется ли интимность произведения?

Давайте сначала проверим, согласны ли мы с такой позицией - в музыке интимность или любое другое настроение не зависит от количества музыкантов, а зависит от того, как они это настроение Выражают. Огромный оркестр может передать самое интимное, сокровенное настроение, в то время как пианист или скрипач даже в одиночку могут  устроить шторм, агрессию, взрыв.  Тем, кто с таким мнением не согласен, я предлагаю испытанную формулировку "давайте согласимся, что мы не согласны".  Остальным попробую ответить.  Доводов в пользу использования переложений в концертных программах очень много.  Исполнения не могут быть абсолютно идентичными, так что в какой-то степени все концерты это уже аранжировки.  Практика показала, что воздействие произведения на слушателя в гораздо большей степени зависит от интерпретации и мастерства исполнителя, чем от инструментовки.  Аранжировки это замечательная возможность расширения репертуара, какие-то произведения очень хорошо для этого подходят, другие - нет.  Некоторые произведения гораздо больше известны в аранжированном, нежели своем первозданном виде - ранние дивертисменты Моцарта или струнные сонаты Россини сегодня крайне редко можно услышать  в авторской инструментовке.  Много популярных произведений в нашем репертуаре являются авторскими переложениями, мы иногда играем целые программы, составленные из произведений, которые композиторы сами аранжировали для струнного оркестра - Мясковский, Григ, Барбер, Шенберг.  Камерная симфония Шостаковича (оркестрованный 8-й струнный квартет) и Воспоминание о Флоренции Чайковского (в оригинале - струнный секстет) в репертуаре каждого камерного оркестра.  Малер, сделав версии для струнного оркестра квартетов Шуберта (Девочка и Смерть) и Бетховена (Соч. 95) "легализовал" такой подход, тоже самое сделал Бернстайн с поздними квартетами Бетховена.  Некоторое время назад споры между "аутентистами" и "модернистами" о том, как следует играть музыку 17-18 века были на грани военных конфликтов, последние годы эти две школы несколько сблизились и как-то само собой стало ясно, что качество исполнения определяется не приемами и инструментами, а талантом и мастерством исполнителей.  После того, как исполнения лучших из "аутентистов" "очистили наши уши", некоторые из исполнений, полностью игнорирующих эти веяния, зазвучали старомодно и даже безвкусно, но в то же время, некоторые старые записи Academy of St. Martin in the Fields, Virtuosi di Roma или I Musici в их лучшие годы несмотря на отсутствие аутентичных приемов и сегодня звучат более "правильно", интересно и увлекательно, чем многие "аутентичные" группы.  Где-то в 80-е годы, в самый разгар "войны",  Charles Wadsworth, возглавлявший тогда Камерное общество Линкольн-центра в Нью-Йорке, сделал концерт, поместив на одну сцену два камерных оркестра - "аутентичный" и "современный", и предложил публике услышать их в одинаковом репертуаре.  Ситуация с аранжировками сегодня гораздо менее агрессивная, тем не менее, может быть было бы интересно устроить подобную перепалку между, скажем, струнным квартетом и струнным оркестром, исполняющими по очереди одно и то же произведение. 

UP

Ваш любимый композитор? Произведение?

Звучит банально, но тем не менее я думаю что со мной бы согласились если не все, то по крайней мере большинство музыкантов - мое любимое произведение это то, что я исполняю сейчас. Спасибо природе, которая наделила нас способностью к такой "ветрености", это действительно правда!  В другом случае наша творческая жизнь и, соответственно, результат, который достигает публики,  были бы весьма скверными.  Представляете - "Уважаемые дамы и господа, спасибо вам за то, что Вы решили отдать два часа своего времени моему оркестру и мне.  Сейчас мы исполним для вас произведение, которое занимает почетное 89-е место в ряду моих любимых сочинений". 

UP

Как Вы Выбираете репертуар для оркестра?

Это один из самых благодатных аспектов моей работы, но практически неподдающийся описанию.  Видимо, объяснить это можно так - я исполняю те произведения, с помощью которых могу сказать нечто моим коллегам-музыкантам, и потом, вместе, публике.

UP

Вы специализируетесь на каком-либо периоде, школе или композиторе?

Если нам нужно приклеить себе какой-либо ярлык-определение, это будет звучать примерно так: "Камерный Оркестр Kremlin специализируется на неисполнении музыки периода барокко".  Хотя, если честно, то мы иногда играем музыку этого периода, и не только Времена Года Вивальди или Бранденбургские Концерты Баха.  Но основу нашего репертуара составляют произведения 19-20 веков и, в меньшей степени, ранних классиков.

UP

Как часто Вы исполняете новую музыку?

Если под "новой" музыкой Вы подразумеваете недавно написанные произведения, то не очень много, несколько в сезон.  Но когда мы играем их, мы делаем это всерьез и хорошо.  Мы тратим много времени на подготовку, часто делая это в несколько этапов - репетируем, даем время "отлежаться", потом опять репетируем, и т.д.  Есть и другая "новая музыка" - раннее написанные произведения, которые в силу тех или других причин исполняются крайне редко, хотя того и заслуживают.  Мы играем довольно много таких произведений, как русских (Калинников, Мясковский, Вайнберг, Борис Чайковский) так и западных (Гаде, Рейнеке) композиторов.

UP

А как Вы относитесь к минимализму и тому, что называется new age music?

Минимализм, сериализм и все остальные "измы" это только приемы.  В творчестве талантлиВых композиторов эти приемы приносят замечательные результаты, в других случаях - нет.  Один из моих друзей-музыкантов однажды поделился со мной своим впечатлением от не слишком удачного произведения, написанного в стиле минимализма "Черни, дорвавшийся до копировальной машины".  Лучшего определения для многих опусов в этом стиле не придумать, но замечательные исключения есть.  Ну а что касается new age music, то надеюсь, что я своей точкой зрения никого не обижу - музыка в данном случае не является носителем эмоционального ядра, а используется как фоновое устройство - как записанный шум леса или водопада - для медитации или других приемов самопогружения.  Никаких активных отрицательных (равно как и положительных) эмоций у меня такая музыка не Вызывает, но вместо нее я предпочитаю тишину.

UP

Музыканты Камерного Оркестра Kremlin Выглядят очень молодо.  У вас в оркестре существует возрастной ценз?

Если Вы имеете в виду возраст, то конечно же нет, но вот молодость духа - это условие неизменно. 


На главную   Оркестр   Миша Рахлевский   Концерты в Москве   Гастроли и рецензии   Дискография
Меценаты и спонсоры   Аудио - видео - фото   Частые вопросы   Контакты